29.05.2011 в 01:45
Пишет  Snorri:

Франсуа дю Плесси


Деталь портрета.


Если верить Мари-Пьеру Террьяну, то в Орлеанском Музее изобразительных искусств находится портрет отца кардинала де Ришелье, Франсуа дю Плесси (1548-1590), главного прево королевского дома. Портрет этот был заказан министром для своего замка в Пуату, который благодарные потомки успешно разрушили в XIX веке. Многочисленные произведения искусства ручейками растеклись по окрестным музеям, а не так давно были ненадолго собраны вместе и представлены публике в Туре и Орлеане в рамках выставки "Richelieu a Richelieu".



Но вернемся к Франсуа дю Плесси.
Петр Черкасов в книге, посвященной его знаменитому сыну, следующим образом описывает этого человека:

"Отец Ришелье входил в число самых доверенных лиц короля Генриха III. Судьба свела их еще в 1573 году в Польше, куда Генрих, тогда еще герцог Анжуйский, третий сын Генриха II и Екатерины Медичи, прибыл по приглашению сейма, чтобы занять вакантный трон. В Кракове молодому польскому королю среди прочих был представлен 25-летний французский дворянин Франсуа дю Плесси де Ришелье, покинувший родину после неприглядной истории с убийством некоего сьера де Бришетьера. Это была месть за убийство на дуэли старего брата Ришелье, лейтенанта Луи дю Плесси. В полном противоречии с нормами дворянской этики, Франсуа дю Плесси де Ришелье, вместо того чтобы вызвать Бришетьера на дуэль, обманом заманил его в западню и хладнокровно зарезал свою безоружную жертву, после чего бежал из родных мест. Несколько лет он скитался — сначала по Франции, затем по Германии, и, наконец, судьба занесла его в далекую Польшу. Всюду сеньор де Ришелье отдавал свою шпагу тому, кто готов был платить за его услуги.
Между двумя молодыми соотечественниками почти сразу же установились доверительные отношения, и очень скоро Франсуа дю Плесси де Ришелье стал заметной фигурой при Краковском дворе. Именно он принес королю Польши известие о внезапной смерти в Париже его старшего брата Карла IX. Он же в числе приближенных сопровождал Генриха Анжуйского, тайно бежавшего из Польши в Париж в мае 1574 года.
С воцарением Генриха III Валуа сеньор де Ришелье стал важной государственной персоной. Молодой король назначил своего любимца на почетную должность прево Королевского дома, а затем в 1576 году возвел в ранг главного прево Франции, пожаловав одновременно орден Св. Духа, который имели лишь немногие избранные. В эпоху ожесточенных религиозных войн главный прево фактически объединял в одном лице верховного судью, министра юстиции и руководителя секретной службы королевства. Столь многотрудные обязанности с успехом мог выполнять лишь человек сурового склада, энергичный и в то же время не отличавшийся чрезмерной щепетильностью. Безгранично преданный королю, Франсуа дю Плесси де Ришелье удачно сочетал в себе все эти качества. Во всяком случае, этот вчерашний бузотер проявил на высоком посту умеренность и здравый смысл. Он был суров, но не жесток, энергичен, но не суетлив, расчетлив, но не жаден; интересы короля и государства ставил превыше интересов личных и семейных, что со всей очевидностью обнаружилось после его смерти...
Франсуа де Ришелье до конца оставался верен королю. В «день баррикад» [12 мая 1588 года] он помог Генриху III благополучно бежать из восставшего Парижа в Блуа. Он стал невольным свидетелем убийства Генриха III. Лишь на мгновенье главный прево опоздал предупредить удар кинжала, спрятанного под сутаной доминиканского монаха Жана Клемана, подосланного лигистами в лагерь короля.
С убийством бездетного Генриха III пресеклась династия Валуа и законное право на престол перешло к вождю гугенотов Генриху Наваррскому, ближайшему родственнику Валуа по боковой линии Бурбонов, ставшему королем под именем Генриха IV.
Главный прево колебался недолго. Государственные соображения быстро взяли верх над религиозными сомнениями. В создавшейся обстановке гугенот Генрих IV в глазах Франсуа де Ришелье олицетворял закон и порядок, а Католическая лига — смуту и неповиновение. Главный прево Франции верой и правдой служил новому королю и неотлучно находился при нем вплоть до самой своей смерти. Сраженный жестокой лихорадкой, Франсуа де Ришелье умер 19 июля 1590 г. в возрасте 42 лет.
Его вдова Сюзанна де Ришелье осталась с пятью детьми: Анри было 10 лет, Альфонсу — 7, Арману — 5, старшей дочери Франсуазе — 12 и младшей Николь — 4 года".


Следует лишь заметить, что, согласно Габриелю Аното, тот самый невинно убиенный сьер де Бришетьер когда-то заманил в ловушку старшего брата Франсуа и, ничтоже сумняшеся, отправил его к веренице благородных предков. Причина крылась в давней вражде обоих семейств, повод же, безусловно, оказался достойным: молодые люди не поделили скамью в церкви прихода Брей.

Что же до привычек прево, то Элизабет Марвик, на протяжение всей книги пытавшая доказать, что его сын мучился эдиповым комплексом, утверждала, что Франсуа дю Плесси был безудержным игроком и ловеласом, промотавшим родовое состояние за карточным столом и в альковах не блещущих добродетелью придворных дам. Доказательств леди не приводит, так что оставим это высказывание, впрочем, не такое уж и фантастическое, на ее совести.

Под занавес приведу портреты родителей кардинала, более привычные взору тех, кто изучает цветные вклейки к биографиям господина главного государственного министра (а не премьер-министра - ни в каких документах Ришелье не фигурирует в этом звании):




URL записи

@темы: Луара